|
Электропитание HIGH END
› Пять правил рационального электропитания ›
Разного рода суждения › Важные рекомендации › Изготовление акустических кабелей › Здоровое электропитание › Выделенная линия › › › |
Рациональное питание |
П. Белов |
В этой статье мы начнем рассказ о некоторых факторах, которые, находясь вне поля нашего зрения (и совершенно напрасно!) и вне аудиосистемы очень ощутимо влияют на ее звучание. |
 |
Тема эта, замечу сразу, представляется мне совершенно не раскрытой, а посему чрезвычайно интересной. |
Сегодня речь пойдет о главном – питании, т. е. Сетевом напряжении, которое подается на столь трепетно любимые нами аппараты. Перефразируя известный советский лозунг, рискну утверждать: не работает только тот, кто не ест. |
А если серьезно – ни один, даже самый качественный компонент, не сможет раскрыть заложенный в нем потенциал, если его кормят отбросами с помойки. Точнее, электричеством от разболтанных и искрящих розеток. Поэтому, на мой взгляд, качественная электропроводка играет в аудиосистеме даже большую роль, чем правильно подобранная акустика. Итак, как же правильно запитать аудиосистему? |
Правило первое. |
Все силовые линии, предназначенные для питания электронной техники, должны быть проложены непосредственно от электрощита, который находится на лестничной клетке, до места подключения провод нужно взять как можно большего сечения. Я использую одножильный медный провод сечением 6 кв. мм, причем линии скручены между собой с шагом примерно 40 — 50 см. |
|
Мне представляется оптимальной прокладка трех отдельных линий питания; одна для цифрового источника, другая — для предварительных усилителей, третья — для усилителей мощности. Помните, что ни в одну из них нельзя включать какую-либо другую нагрузку — утюги, компьютеры, обогреватели, СВЧ печи и т.д. |
Учтите, что самым "чистым" током следует питать предусилитель, поскольку он является самым важным звеном системы (здесь, очевидно, мнения могут разделиться — прим. ред.) и определяет разрешающую способность всего комплекса в целом. |
|
Правило второе. |
Не экономьте на розетках — они должны быть прочными, с запасом по мощности и не создающими помех из-за плохих контактов. Я использую относительно недорогие южнокорейские электрические розетки, стоимостью 7 — 10 $ 40-амперные, применяемые для подключения электроплит. |
Вы можете не поверить, что такие вещи влияют на звучание. Попробуйте — инструменты успокоятся и приобретут характерный для них тембр; трубы станут по-настоящему медными, гобои и валторны — деревянными, волос смычка и кожа барабана — более натуральными. |
Кроме того, качество электропитания очень влияет на энергетику музыки, и, прежде всего — на бас. Именно бас, а не буханье, чем он часто подменяется во многих моделях, — основа музыки. Уверяю вас, разницу вы услышите сразу. |
|
Правило третье. |
Если вы хотите повысить эмоциональность своего комплекса, включите его через сетевой фильтр (кондиционер). Их существует великое множество, но я бы хотел предостеречь читателя от приобретения приборов, построенных на катушках индуктивности: многие эксперты отмечают, что подобные фильтры выхолащивают звук, лишая инструменты присущей им индивидуальности, хотя и делают звучание более детализированным. |
 |
Сегодня существует более прогрессивная схемотехника; реализованная, например, в кондиционерах сравнительно молодой американской фирмы Lightspeed Audio, через которые я уже несколько лет запитываю свой аудиокомплекс. Этот фильтр в корне меняет басовый регистр системы - низ становится более собранным, он раскладывается на массу составляющих со многими деталями. |
Стал узнаваем тонкий деревянный корпус контрабаса и различимы все нюансы игры на нем. Абстрактная бочка превратилась в удар колотушкой по коже с ощутимой звуковой волной. А уж, коль скоро бас стал на свое место, на его основе выстроилось все остальное, и, прежде всего — звучание медных и струнно-смычковых инструментов. Появилась деталировка на верхних частотах — даже можно было пересчитать тарелки в составе ударной установки. |
Фильтр представляет собой черный ящик со стандартными для стойки размерами. |
|
На передней панели расположены два зеленых индикатора, сигнализирующих о работоспособности прибора. Внутри находится небольшая плата с варисторами, защищающими выход от бросков напряжения. |
Но самое главное — несколько рядов проводников, залитых толстым слоем компаунда. В паспорте написано, что внутри этого "бутерброда" находятся пластины из различных магнитных сплавов, создающие противо эдс помехи. В более дорогих моделях напряжение проходит через такой "очиститель" несколько раз. На задней панели — 6 розеток американского стандарта Hubble, разбитых на две группы для цифровых и аналоговых аппаратов. Разница моделей заключается в степени фильтрации, количестве линий и допустимой мощности нагрузки, а также в качестве сетевого шнура. Хорошие результаты получаются при последовательном подключении нескольких фильтров. |
 |
Правило четвертое. |
Стандартная сетевая вилка аппарата, произведенного в США, Англии или Западной Европе, имеет три контакта: фазу, ноль и землю. Возникает вопрос; как перейти на нашу двухпроводную сеть? Самый простои способ — заменить нашу розетку импортной трех полюсной и соединить в ней внутри ноль и землю. (Но никогда не включайте в такую розетку обычную советскую вилку - при переполюсовке фаза может оказаться на корпусе аппарата). Последствия, я думою, вам ясны. Следует, однако, отметить, что при таком способе подключения между корпусом аппарата и трубами отопления или батареями может иногда появляться напряжение до нескольких десятков вольт. |
Правило пятое. |
Обычно мы не обращаем внимания на полярность включения сетевой вилки, а это, между прочим, очень влияет на звучание системы. Не удивительно, что некоторые аппараты даже класса Нi-Fi имеют индикаторы правильного включения в сеть. Трех полюсная вилка, кстати, предусматривает включение только в одном положении, нам же придется маркировать полюса и фазировать компоненты строго определенным образом. |
Это не только позволит избежать появления фона и помех в тракте, но и изменить характер звучания. Почему это происходит, я объяснить не берусь, но экспериментально было доказано, что изменение полярности сетевой вилки одного компонента ведет к радикальному изменению характера звучания всей системы. |
|
Особенно это касается усилителей мощности, выполненных в виде моноблоков — их обязательно надо включать синфазно. Иногда практикуется противофазное включение цифрового источника и усилителя, а также предварительного усилителя и усилителя мощности. Вариантов существует множество, но только ваш собственный слух, чувствительный к малейшей фальши подскажет правильное решение. |
А если говорить более конкретно, при подключении начала сетевой обмотки трансформатора к фазе наблюдается более объемное звучание, но объем этот достигается некоторой расплывчатостью инструментов.
|
 |
Образы становятся более размытыми, неконкретными, но очень рельефными. Верх становится очень едким, что особенно чувствуется на флейтах и рожках. Скрипка начинает скрипеть (прошу прощения за каламбур) и звучит очень резко. |
При реверсе вилок (всех компонентов) панорама становится шире, звучание глубже. Хотя, по сравнению с предыдущим вариантом, объем становится не столь заметным. Но контуры звуковой картины становятся более ясными, локализация инструментов четче. |
Звучание обретает ту самую акустичность, за которой мы все так гоняемся. Верхи становятся более нежными и трепетными, более аналоговыми. Иногда практикуется противофазное включение одного из компонентов (как правило, цифрового источника). |
|
Ну вот, собственно, и все о питании. В следующий раз речь пойдет о стойках, шипах и конусах, влияние которых на звучание аудиосистемы трудно переоценить. |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2016. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|